Русское кино глазами иностранцев

Зачем западному зрителю русское кино, и что интересного он в нём находит ?

Попытки штурмовать Голливуд отечественная кинематография предпринимает постоянно и с несгибаемым упорством.

Тактически верными признаны две проходные стратегии:

Создание картин с использованием наработанных стандартов и приёмов американской киноиндустрии, а также «обходной манёвр» в виде предварительной обкатки новых фильмов на авторитетных кинофестивалях.

В первом случае, расчёт строится на надежде интуитивно угадать переменчивый вкус американского обывателя.

Во втором, продюсер делает ставку на заработанный на Западе авторитет конкретного режиссёра.

Лидером направления I является:

Комедия Клима Шипенко «Холоп» (2019 г.). Сборы от неё превысили 50 млн. долларов.

Холоп (кадры из фильма)

В основе сюжета – понятная для иностранной аудитории история, приправленная колоритным российским душком. Здесь режиссёр грамотно уловил «код» продукта, его уникальную особенность в глазах зарубежного зрителя.

Неважно, что главные роли в фильме сыграли серб Милош Бикович и белоруска Александра Бортич.

Холоп (кадры из фильма)

На выходе получилась русская комедия, снять которую не под силу даже Голливуду. Поэтому 10% выручки дал именно американский прокат.

Чуть сзади находятся две отечественные картины: «Движение вверх» (2017 г.) Антона Мегердичева.

Движение вверх (кадры из фильм)

и «Сталинград» (2013 г.) Фёдора Бондарчука.

Сталинград (кадры из фильма)

Их объединяет малопонятный, но крайне привлекательный для иностранца феномен русского патриотизма.

Оба фильма с осторожным интересом были просмотрены в Центральной и Восточной Европе, остались слабо замеченными в США и стали важными событиями в культурной жизни Китая.

Именно Поднебесная дала от 20% до 25% зарубежных кассовых сборов.

В рейтинговый ряд II вошли:

1. Две драмы режиссёра Андрея Звягинцева: «Нелюбовь» (2017 г.) и «Левиафан» (2014 г.).

Мировая премьера первой картины состоялась на Каннском кинофестивале, где она получила «Приз жюри».

Затем состоялись номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и французский «Сезар».

Фильм был встречен на Западе с изначальной благосклонностью. Причина – в политизации режиссёром собственного творчества, которое позиционируется им как форма протеста против цензуры.

Читайте также:  Дата выхода фильма «Гостья 2»

Нелюбовь (кадры из фильма)

Сюжет рассказа о современной московской семье, втянутой в водоворот личной мелодрамы, достаточно банален.

Главные герои: Женя и Борис, чьи взаимоотношения вышли на уровень развода, теряют сына Алёшу, на поиски которого бросаются волонтёры.

Тем не менее, подкупающая своей искренностью игра Марьяны Спивак и Алексея Розина, задаёт высокую планку всему фильму.

Нелюбовь (кадры из фильма)

«Левиафан» это киноверсия жизнеописания библейского пророка Иова и одновременно фильм-фантасмагория.

Одноимённый образ морского чудовища в представлении создателя этого фильма должен навести зрителя на мысль о тождественности Левиафана природе государственной власти, которая противопоставляется идеалам свободы, равенства и братства.

Левиафан (кадры из фильма)

Фильм стал лауреатом «Золотого глобуса», а также номинирован на «Оскар» и BAFTA.

Американский журнал The Hollywwod Reporter отвёл фильму 6 место в списке лучших картин десятилетия.

Ядро главных героев то же, что и в «Нелюбви» семейная пара и сын. Все они противостоят жёсткой коррумпированной государственной системе.

Финал также выведен в минорных тонах: нет правды на земле. «Это наш Господь, он всё видит», таковы завершающие слова фильма.

Левиафан (кадры из фильма)

Несмотря на положительные отзывы западных критиков, кассовый успех обеих картин Андрея Звягинцева оказался достаточно скромным.

Они сравнительно недолго продержались на киноплощадках Англии, Испании, Финляндии, США, а также некоторых других государств.

2. Фильм-фэнтези «Ночной дозор», снятый Тимуром Бекмамбетовым в 2004 г.

Первый российский блокбастер принёс его создателям около 18 млн. долларов в основном за счёт проката в Германии, Испании и Великобритании.

В США относительный успех этой ленты, с Константином Хабенским в главной роли, открыл перед Тимуром дорогу в Голливуд.

Ночной дозор (кадры из фильма)

Там ему удалось сделать то, к чему стремились многие его предшественники: самому снимать американское кино для американцев, а также делать российское кино по американским стандартам для российского зрителя.

Дневной дозор (кадры из фильма)

Так, в 2008 году на мировые экраны вышел боевик «Особо опасен» с Джеймсом Макэвоем и Анджелиной Джоли, а в 2010-18 гг. состоялись премьеры сиквела «Ёлок», «Днюха» и целого ряда фильмов, в создании которых он принимал участие и в качестве режиссёра, и в качестве продюсера.

Читайте также:  Все подробности о новом сезоне сериала «Снегопад»

Угодить вкусам зарубежной кино и телевизионной аудитории достаточно сложная задача.

Опыт многочисленных и в большинстве своём неудачных попыток и их решения приводит к неутешительной мысли о том, что входить на мировой рынок со своим отечественным контентом, снятым по грубым лекалам голливудских стандартов – малоперспективная задача.

Западному потребителю нужен только такой фильм, который бы, как две капли воды походил на «шедевры», созданные о России на Фабрике грёз, и к которым он приучен с детства.

Выход только один – кассовый успех и признание может обрести лишь абсолютно оригинальная, ни на что не похожая картина, способная вызвать зрительский шок.

Оцените статью
Подборки лучших аниме, фильмов и сериалов