Вплоть до недавнего времени, быть чернокожим актёром в Голливуде требовало невероятной смелости и трудолюбия.
Из песни слов не выкинешь, так что стоит признать: расовая сегрегация была серьёзной проблемой для США, и пробиться человеку с любым цветом кожи, кроме белого, на киноолимпе было непросто.
Для того, чтобы прославиться, темнокожему актёру надо было быть гораздо убедительнее многих белых коллег по профессии.
В этом легко убедиться, если вспомнить имена таких артистов, блиставших в Голливуде в последние десятилетия (не годы, ведь ситуация изменилась).
Морган Фримен, Джеймс Эрл Джонс, тот же Кьюба Гудинг (младший) времён расцвета карьеры — тяжеловесы от кино, чья работа отмечена многими престижными наградами.
Или случаи, вроде Эдди Мерфи, ставшего на десятилетие королём комедии.
В этот логический ряд вписывается и карьера Сэмюэла Лероя Джексона, в активе которого также есть ряд кинонаград.
А ещё ему присущи сумасшедшая продуктивности: более 140 картин и сериалов за менее, чем 50 лет карьеры ! Джексон понимал, каким трудом завоёвывается успех, и не собирается останавливаться до сего дня.
Любопытно, что взлёту его карьеры поспособствовал Эдди Мёрфи, бывший не только известным актёром, но и популярным комиком.
Именно он одним из первых заметил талант Джексона, пригласив того на эпизодическую роль в своём кассовом хите Поездка в Америку.
С этого всё в карьере Джексона постепенно и началось
Вспоминаем лучшие фильмы в карьере Сэмюэла Л. Джексона
Тропическая лихорадка (1991)
С главной работой в карьере, после которой Джексона заметили все, ему тоже повезло.
Талант артиста был очевиден, а потому Спайк Ли не сомневался, отдавая ему одну из важных второстепенных ролей в своей картине об адюльтере людей с разным цветом кожи, переросших в серьёзное чувство и борьбу за права смешанных пар.
Сэм Джексон начисто переиграл Уэсли Снайпса, за что получил премию на Каннском кинофестивале.
Сам он потом признался, что во многом роль зависимого человека была для него биографической, и в свою игру Джексон вложил, в том числе и личный опыт. Именно поэтому его работа получилась настолько пронзительной и выдающейся.
Криминальное чтиво (1994)
Джексона стали приглашать в любые проекты, и за несколько лет он успел сняться в 12 фильмах, сыграв, в том числе у Тони Скотта в картине Настоящая любовь и у Стивена Спилберга в хите Парк Юрского периода.
Однако настоящий успех пришёл к актёру после сотрудничества с Квентином Тарантино, для которого Джексон стал одним из любимых артистов.
Роль разговорчивого наёмника, сурового, но справедливого Джулса Уиннфилда Тарантино написал специально для Джексона, который отблагодарил режиссёра первоклассной игрой и стопроцентным попаданием в образ.
Его Джулс настолько убедителен, что, появляясь в кадре, полностью захватывает внимание зрителя.
Наградой за эту работу стала премия BAFTA и номинация на Оскар в категории Лучшая мужская роль второго плана.
Крепкий орешек 3 (1995)
Тот случай, когда все три основных фильма франшизы сделаны в неизменно высоком качестве. В этом велика заслуга и прекрасно отыгравших актёров, одним из которых стал Сэм Джексон.
Его Зевс Карвер, случайно втянутый в самоубийственную миссию Джона Маклейна, покоряет с первых минут появления на экране.
Дуэт Джексона с Уиллисом стал украшением картины, а игра актёров удостоилась комплиментов от многих критиков.
Во многом именно поэтому Крепкий орешек 3 входит в списки лучших продолжений классических картин, формируемых престижными кинопорталами и журналами.
Время убивать (1996)
Этот год принес Джексону работу сразу в пяти проектах, все они были довольно крепкими.
Но если в Большом белом обмане у актёра отчасти пародийная роль, в Роковой восьмёрке Пола Томаса Андерсона и в Под сенью крон Стива Бушеми он играет второстепенные роли, а неплохой криминальный боевик с Джиной Дэвис Долгий поцелуй на ночь провалился в прокате, то Время убивать стало для артиста очередным прорывом.
Джексону наконец удалось продемонстрировать драматическую грань своего таланта в картине, где он сыграл убитого горем отца изнасилованной девочки-подростка, решившегося на акт возмездия.
Это едва не привело к масштабным беспорядкам в штате, и судьба героя Джексона была бы решена, если бы за дело не взялись честолюбивые адвокаты.
На фоне мощной игры Мэттью Макконахи всё же удаётся разглядеть прекрасную работу и Сэма Джексона. Сандре Буллок в этом плане повезло чуть меньше.
Переговорщик (1998)
Не очень известный остросюжетный триллер о коррупции в управлении полиции примечателен мощной игрой дуэта Сэма Джексона и Кевина Спейси.
Артисты снова встретились после совместной работы над картиной Время убивать, быстро сработались и выдали герметичный боевик высочайшего класса, держащий зрителя в напряжении с первой до последней минуты.
По сюжету специалист полиции по переговорам со взявшими в заложники людей преступниками несправедливо обвинён в убийстве и вынужден стать тем, с кем всю жизнь боролся.
На переговоры с ним отправлен такой же специалист, и дальнейший хронометраж картины превращается в битву двух интеллектов, которым необходимо найти выход из сложной ситуации.
Неуязвимый (2000)
Масштабная катастрофа поезда привела к гибели почти всех его пассажиров, кроме Дэвида Данна, который не получил ни царапины.
На него выходит Элайджа Прайс, страдающий от редкой генетической болезни — хрупкости костей. Вместе им придётся узнать истинную причину произошедшего и понять своё место в этом мире.
Первоклассный триллер М. Найта Шьямалана, который спустя почти 20 лет решил закольцевать его в собственную франшизу о супергероях.
Впрочем, тогда об этом ещё никто не подозревал, включая самого режиссёра, и картина смотрелась свежо, дуэт Уиллиса и Джексона снова отыграл выше всяких похвал, а сам Сэмюэль изобразил одного из наиболее убедительных злодеев в истории кинематографа.
В чужом ряду (2002)
Жизненная история о дорожном конфликте юриста и работника страховой компании, мелкая ссора которых обернулась эпичным противостоянием, на кону которого оказались человеческие жизни.
Остросюжетный триллер поражает правдоподобностью и ощущением того, что это могло произойти с любым из нас.
Сэм Джексон и Бен Аффлек мастерски раскрыли своих персонажей, чьи характеры меняются под воздействием внешних факторов, и тех демонов, которые в любой момент могут вылезти из самых глубин нашего сознания, превращая людей в животных.
Тренер Картер (2005)
Но этого прирождённому наставнику оказывается мало, он решает заодно и подтянуть успеваемость своих подопечных. Ради этого приходится принимать непопулярные решения, способные свести на нет все предыдущие достижения наставника.
Джексон органичен в роли самобытного наставника, для которого на первом месте оказывается забота о будущем своих подопечных. Именно он сделал эту шаблонную, в общем-то, драму живой и яркой киноисторией.
Немыслимое (2010)
У ветерана войны в Ираке на фоне пост-травматического синдрома развивается лёгкая шизофрения, результатом которой стало минирование бывшим военным нескольких крупных городов.
После ареста ветерана к нему приставлен специальный агент, готовый пойти на немыслимую жестокость, чтобы получить важную информацию и спасти тысячи жизней.
Яркая драматическая роль Джексона демонстрирует, насколько размыты границы между добром и злом, и как легко переступить невидимую черту, отделяющую человека от превращения в кого-то ужасного.
Джанго освобождённый (2012)
Если у Роберта Де Ниро есть Мартин Скорсезе, готовый в любой момент вернуть актёру былой лоск, то у Сэма Джексона есть Квентин Тарантино, не упускающий шанса поработать со своим старым другом.
Впрочем, Джексон всегда отвечает любимому режиссёру взаимностью, демонстрируя в его картинах выдающуюся игру и с готовностью перевоплощаясь в полу-криминальных элементов и просто мерзавцев высшей категории.
В костюмированном триллере о борьбе чернокожего населения за свои права на Диком Западе Джексону досталась небольшая роль старого ворчуна — слуги одного из главных антагонистов (прекрасная работа Леонардо Ди Каприо) ленты.
Буквально за несколько эпизодов актёру удалось создать полноценный образ, гипнотизирующий зрителя и достойный высочайшей похвалы. Заметно, что Джексон получает огромное удовольствие от работы с Тарантино.
Омерзительная восьмёрка (2015)
Последний на данный момент великий фильм Квентина Тарантино, и это величие определяется созданными на экране образами, чей масштаб выходит за рамки киноиндустрии.
Режиссёр всегда славился умением знакомить зрителя с не картонными, а с интересными, живыми героями, для чего привлекал лучших артистов современности.
В Омерзительной восьмёрке всё сошлось: сильный сценарий, фирменная тягучая атмосфера, бойкие диалоги и выдающееся перевоплощение задействованных актёров в образы, в которых их было сложно представить.
У Сэма Джексона здесь одна из главных ролей и уж точно выдающаяся.
Сыгранный им герой Гражданской войны в США и охотник за головами, совершенно беспринципный тип, вызывает целую бурю эмоций: от полнейшего омерзения до сочувствия и даже уважения.
Пожалуй, в данном случае Джексон превзошёл остальных коллег по съёмочной площадке.
Безусловно, не хватит и десяти подборок, чтобы рассказать о всех работах Сэмюэла Джексона в кино.
Его всегда отличала готовность принять любой вызов и поработать как в авторском проекте, так и на мейджоров Голливуда.
В фильмографии Джексона хватает кассовых хитов: от Звёздных войн до Мстителей, однако мы любим этого актёра вовсе не за такие работы. Хотя и за них, конечно, тоже