Какие постулаты этой религии были успешно освоены кинорынком, а что продолжает оставаться за кадром ?
Общеизвестно, что буддизм, как мировая религия, покоится на «трёх китах»: личности самого Будды (принц Сиддхартха Гаутама), после «пробуждения» названный своими учениками «Буддой Шакьямуни», понятии Сангха (возможность достичь просветления каждым из живущих в этом мире) и учении Дхармы (совокупность правил и норм, соблюдение которых – необходимое условие сохранения душевного мира и единства вещей).
Буддизм – это религия, в которой нет бога.
Казалось бы, что тем самым задача киношников значительно упрощается: не нужно мучиться над созданием достоверного образа верховного божества, при этом стараясь ни словом, ни жестом не обидеть воинствующих приверженцев.
Необходимо просто создать персонаж обычного человека, нашедшего свой собственный и абсолютно мирный путь к просветлению.
Однако не всё так просто: ну не «выходит каменный цветок лотоса». Во-первых, сквозь пальцы, словно песок, проскальзывает личность самого Сиддхартхи Гаутамы.
Просто хочется крикнуть: «Не верю !». Взгляните сами:
1. Будда. Сериал. 2013. 55 серий. Индия
Абсолютно политкорректный рассказ о становлении и возмужании маленького Сиддхартхи и его вражде со своим двоюродным братом Девадаттой, который завидовал принцу, строя ему козни и различные подлости.
Прекрасно показано изменение сознания юноши, когда он узнал, что человек смертен, а вся жизнь простолюдина за пределами стен дворца состоит из непрерывной череды страданий.
Особенно подкупает убедительная игра Химаншу Сони – исполнителя главной роли.
Однако, создателям фильма Гайжра Коттари и Пракаш Кападия не удалось поймать сам момент озарения и превращения 29-летнего мужчины в Будду.
С одной стороны зрителя постоянно подводят к этому факту, а с другой – он так и остаётся художественно не раскрытым.
В тени остались кадры ступеней пути принца, приведшего его к окончательной Нирване. Отсутствует последовательность разрыва им круга рождений и смерти – основного атрибута «просветления».
К тому же сценаристы «умудрились» проколоться на первый взгляд небольших, но очень значимых деталях, связанных с несоответствием ряда эпизодов каноническим текстам описания жизненного кредо Будды.
2.Шри Сиддхартха Гаутама. 2013. Шри-Ланка
Фильм Самана Веерамана с Гаганом Маликом в главной роли. 5 номинаций на фестивале буддистского кино в Ханое, 2014 год.
В этой картине Будда – это обычный, слишком обычный человек, который, как кажется, просто «отбивается» от уготованной ему участи – стать основателем новой религии.
Всё, как будто бы, происходит помимо его воли, а он лишь подчиняется закону собственной судьбы.
Такая трактовка образа оставляет, по сути, без внимания всё внутреннее напряжение, которое в итоге и превращает рядового принца в историческую фигуру.
Видя бесплодность попыток создать образ настоящего, исторического персонажа, мировой кинематограф решил «зайти с другой стороны» создать похожую историю из жизни другого обычного человека, который смог пройти по проторенному пути Будды.
3. Будда в Африке. 2019 год. Швеция ЮАР
Режиссёр Николь Шефер. В главной роли Енок Али. Енок Бело – юноша из Малави. Он живет в буддистском приюте при местном храме, основанном китайцами.
Это – повесть о свободе человеческого духа, который способен преодолеет сковывающую его жёсткую внешнюю дисциплину, и развиться в условиях вопиющей нищеты окружающего пространства.
Красивый и убедительный фильм.
Вместе с тем отсутствие буддисткой философской канвы и, прежде всего, воплощения «прозревшего» в сути каждой окружающей его вещи, делает эту картину лишь рассказом о судьбе несчастного африканского юноши, который дорого заплатит за своё «просветление».
4. Почтенный В. 2017 год. Швейцария – Франция
Тема Сангхи прекрасно прозвучала в фильме Барбета Шрёдера с Ашином Вратху в главной роли
Фильм о путешествии зрителя по государству Мьянма вместе с уважаемым буддийским монахом Вирату. Цель – пройти по пути страдания и в его конце обрести искупление.
Только при полном погружении в мудрость единства всего сущего можно обрести способность получать помощь от своего ближнего – такова главная мысль этой картины.
Документальный формат фильма помогает ярко и чётко пронаблюдать за всеми перипетиями роста исламофобии в стране, большинство населения которой исповедуют буддизм.
Как получилось так, что адепты самой мирной в мире религии стали гонителями не таких уж и «травоядных» исламистов?
5. Дядюшка Будит, помнящий все свои жизни. 2010 год. Тайланд – Германия
Картина режиссёра Апитчаттона Вирасетакула с Танапат Саисаймаром и Дженжира Понгласом в главных ролях. Этот фильм яркий пример пути следования Дхармы.
Дядюшка Бунми тяжело болен и остаток своих дней намерен провести в деревне у своих родственников.
Здесь перед ним появляются тени умершей жены и пропавшего сына. Вместе они поселяются в пещере, где началась его первая жизнь.
Далее раскрываются все пять следующих канонических этапов его изначальной Дхармы. Само это понятие означает не просто сложившийся устой, а изначальную истину. Человек, который говорит истину – говорит Дхарму.
Согласно учению, вновь обретённая семья разделяет между собой повседневные заботы, общее место пребывания, вместе соблюдает заповеди, употребляет в речи только те слова, которые ведут к гармонии.
По мнению перевоплощающегося в очередной раз Бунми, только под конец жизни человеку удаётся по-настоящему осмыслить прожитый путь.
Режиссер этого фильма заставляет задуматься зрителей над едва заметной гранью, разделяющей настоящий и потусторонний миры. За этой полосой находится вся наша жизнь.
Иначе – это лишь непродолжительная постановочная комедия: жалкая и смешная
6. Колесо времени. 2003 год. Германия Австрия Италия
«Колесо времени» – документально-художественный фильм, снятый Вернером Херцогом.
Как правило, царство духа практически невозможно передать на камеру, однако режиссёр смог этого добиться, создав одновременно и лирическую, и мистическую визуальную поэму.
Одним из важнейших обрядов Буддизма является Калачакра, предполагающая связь человека с окружающим его миром. Большую часть фильма зрители видят на экранах огромное количество быстро мелькающих лиц людей.
Разнообразие потока символизирует характер проведенного ритуала, а песок, рассыпанный в конце церемонии – природу жизни.
Всё имеет свой конец, своё начало… и снова конец.
7. Весна, лето, осень, зима… и снова весна. 2003. Южная Корея – Германия
Режиссёр Ким Ки Дук. В главной роли О Ён Су.
Никто не вправе разрушить смену времен года: вначале всегда все зарождается, затем растет, а потом исчезает. Ход жизни неподвластен никому, и даже двум монахам, живущим в плавучей хижине на озере.
Тщетны их попытки изменить закон судьбы – собственную Карму.
На этой символичной для буддизма цифре 7, означающей число подъёма, восхождение к высшему и обретение центра покоя и благополучия, можно завершить наш дайджест попыток мирового кино раскрыть перед зрителем суть буддизма.
Однако, примите наш искренний совет: потратьте хотя бы несколько минут на трейлеры таких картин как:
«Малина: прощальный цветок»,
«Сюань Цзан»,
«Дзен» и
«Долина цветов».