Когда человек становится зверем: лучшие криминальные фильмы в истории

Как человек становится преступником ? Психологи и учёные-криминалисты по сей день спорят о том, как и когда формируется эмоционально-волевая деформация человеческой психики, превращающая обычного гражданина в опасный для общества субъект.

Считается, что человек становится преступником задолго до того, как совершить правонарушение. Этот тип характера формируется в детстве или юности, часто на основе пережитого потрясения или сильного стресса. Либо это заложено в человеке генетически.

Процесс превращения человека в преступника происходит долго. Часто сначала следуют административные нарушения, аморальное поведение, акции неповиновения общественным устоям. Затем обладающая социально опасными качествами личность берёт в руки оружие и совершает своё первое преступление.

Наступает профессиональная деформация, и, даже если человек отбывает наказание за совершенные правонарушения, в душе он остаётся преступником. Этот криминальный талант полностью его меняет, и едва ли он уже сможет стать прежним.

Коллаж из преступников в кино

Тонкий психологический момент, превращающий человека в преступника, привлёк внимание кинематографистов вскоре после изобретения братьев Люмьер. Нас влечёт всё неизведанное.

Похождения серийных убийц, маньяков, грабителей и прочих асоциальных элементов всегда были бесспорными хитами кинопроката, зрители всего мира охотно смотрят такие картины.

Тут привлекает не только природа зла и причины, побуждающие людей становиться на кривую дорожку, но и характеры преступников. Как правило, это сильные личности с харизмой, а отрицательная энергетика привлекает так же сильно, как и положительная.

Мы отобрали для вас восемь наиболее интересных криминальных фильмов, главные герои которых запоминаются, а их поступки хочется обсудить в кругу друзей-киноманов.

В эту подборку не вошли картины, о которых мы уже неоднократно писали, в том числе в рейтинге «Лучшие фильмы в стиле Квентина Тарантино» и «Лучшие фильмы в стиле Гая Ричи».

Итак, приготовьтесь ужаснуться, ТОП 8 криминальных триллеров по рейтингу от IMDb:

8. «Доберман» (1997). Рейтинг от IMDb: 6.6

Жестокость и насилие в чистом виде, обладающие каким-то противоестественным, освежающим эффектом. Словно холодный цитрусовый коктейль на берегу моря в жаркий, летний день.

Противостояние банды лишённых сострадания грабителей и одержимых их поимкой полицейских, в которой нет положительных героев.

Перестрелки, сломанные кости, погони, драки и другие элементы борьбы за право быть единственным альфа-самцом в городе. Калейдоскоп личностей, в которых осталось очень мало достойных человеческих качеств.

Доберман 1997 (кадры из фильма)

Одна из лучших работ Яна Кунена («Блуберри», «99 франков»), успевшего прославиться в качестве режиссёра рекламных роликов для известных брендов и музыкальных клипов.

Люди, которые помнят европейские клипы 1990-х годов, могут с лёгкостью составить впечатление о манере съёмок «Добермана»: дёргающаяся камера, оглушительный драйв и в кадре много насилия с обнажёнкой.

Эдакая смесь Тарантино и Оливера Стоуна, бесконечная демонстрация прекрасно прорисованных подонков всех мастей. И, разумеется, великолепная игра Венсана Касселя и Чеки Карио.

Доберман 1997 (кадры из фильма)

7. «Прирождённые убийцы» (1994). 7.3

Антология насилия от Оливера Стоуна по сценарию Квентина Тарантино (который был почти полностью переписан перед съёмками фильма).

Вуди Харрельсон и Джульетт Льюис в роли влюблённых друг в друга Микки и Мэлори, для которых убийства так же естественны, как пить или спать. Это в их природе, они не знают другого пути и считают это частью просвещения.

Читайте также:  8 фильмов ужасов про компанию друзей, которые поехали куда-то отдыхать и наткнулись на приключения

Прирождённые убийцы 1994 (кадры из фильма)

Их не стоит оправдывать, но можно понять, объяснив такое поведение насилием в детстве и отсутствием образования.

Но не Микки с Мэлори являются главным злом в этом фильме. Телевизионщик Уэйн Гэйл следует за парочкой по пятам, снимая о них сюжет за сюжетом.

Для него это единственный способ удержать на плаву рейтинги своего шоу, ради чего герой, блестяще сыгранный Робертом Дауни-младшим, делает из Микки и Мэлори современных Бонни и Клайда.

Прирождённые убийцы 1994 (кадры из фильма)

Под конец зрителям открывается настоящая сущность Гэйла, о котором многое становится понятным.

Оливер Стоун демонстрирует, насколько легко манипулировать общественным мнением. Монстры не всегда приходят к нам с оружием в руках. Часто это те люди, которые стоят по другую сторону экрана, пропагандируя насилие ради сиюминутной выгоды.

Прирождённые убийцы 1994 (кадры из фильма)

Это преступники, не совершившие убийства своими руками, но подталкивая к преступлениям тысячи других людей. Кажется, это гораздо хуже и страшнее любых Микки с Мэлори.

6. «Забавные игры» (1997). 7.6

Михаэль Ханеке редкий вид целиком и полностью признанного гения, статус которого не меняется с течением десятилетий. Австрийский режиссёр начал снимать достаточно поздно, его первый фильм в полном метре вышел лишь в 1989 году.

С тех пор постановщик стал двукратным обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, получил «Оскар» и премию BAFTA, специальную премию принцессы Астурийской и многие другие престижные награды.

Его картины исследуют все формы проявления насилия, им присуща мрачная жестокость и бескомпромиссность по отношению к чувствам зрителя. Иными словами, нашу подборку можно было бы составить целиком из фильмов Ханеке.

В фильме «Забавные игры» изучается феномен влияния СМИ и масскульта на неокрепшую психику молодёжи. В те годы Ханеке был уверен, что льющееся с экрана насилие может подтолкнуть человека к криминальной дорожке, превратив его в монстра.

Забавные игры 1997 (кадры из фильма)

Собственно, режиссёр изначально просто собирался написать статью на эту тему, просто проведя исследование. В итоге дело закончилось номинацией на «Золотую пальмовую ветвь» и званием одного из лучших европейских фильмов второй половины 1990-х годов.

В центре сюжета картины два молодых парня, с фантазией терроризирующие приехавшую отдохнуть в загородный дом у озера семью с ребёнком.

Видимых причин для агрессии у них нет, всё намного хуже — интерес к насилию и уверенность в собственной безнаказанности открывает для них необъятные горизонты пыток и издевательств над несчастными жертвами.

Забавные игры 1997 (кадры из фильма)

Режиссёр использовал несколько интересных приёмов при производстве картины: отдельные части фильма сняты без всяких склеек, экранную пару сыграли актёры, женатые в реальной жизни. Главный герой фильма «ломает четвёртую стену», периодически общаясь со зрителями.

Лента смотрится на одном дыхании и потрясает до жути. Удивительно, что американский ремейк оказался гораздо слабее, хотя снял его всё тот же Михаэль Ханеке, а в главных ролях снялись Тим Рот, Наоми Уоттс и Майкл Питт.

Забавные игры 2007 (кадры из фильма)

5. «Виктория» (2015). 7.6

Ещё один представитель европейского кинематографа в нашей подборке. Немецкий режиссёр Себастьян Шиппер отважился на интересный эксперимент, решив снять остросюжетную картину с солидным хронометражем одним дублем, без монтажных склеек.

Это отдельное удовольствие, гарантирующее полное погружение в происходящее на экране. Такой трюк вызывает сопереживание главным героям, какими бы странными они не были.

Читайте также:  Фильмы о выживании в экстремальных условиях и несокрушимом духе человека

А персонажи действительно вызывают вопросы. Главная героиня на несколько месяцев приехала из Испании в Берлин погостить в новой обстановке, стать частью чужой культуры.

Виктория 2015 (кадры из фильма)

Поздно ночью под одним из местных ночных клубов Виктория знакомится с группой ребят, к которым, судя по их поведению и внешнему виду, даже днём опасно подходить.

Девушка без проблем вливается в компанию, несмотря на языковой барьер, грубое поведение своих новых друзей и их криминальные планы.

Парни собираются ограбить банк, а Викторию берут в качестве водителя вместе изрядно перебравшего с алкоголем товарища. Разумеется, эта затея ничем хорошим не заканчивается.

Фильм интересен с точки зрения психологии. Виктория очень быстро превратилась из законопослушной гражданки в пособницу преступников, и дело далеко не только в химии, возникшей между ней и главарём банды молодых налётчиков.

Виктория 2015 (кадры из фильма)

С другой стороны, в характере девушки изначально был заложен авантюризм, учитывая её желание кардинально сменить обстановку.

4. «Камера 211» (2009). 7.6

Один из самых известных испанских фильмов последних лет, обладатель восьми кинопремий «Гойя».

В центре сюжета добропорядочный гражданин, устраивающийся работать охранником в тюрьму. Прибыв на место за день до вступления в должность с целью осмотреться, Хуан неожиданно оказывается заложником неприятной ситуации.

Камера 211 2009 (кадры из фильма)

В тюрьме возникают одна неприятная ситуация за другой: сначала обрушивается потолок, затем начинается бунт в крыле опасных заключённых. В итоге будущие коллеги оставляют Хуана в одной из заброшенных камер и спешно ретируются.

А главному герою для того, чтобы выжить, приходится выдавать себя за заключённого, недавно попавшего в эту тюрьму. Вот только удастся ли ему убедить в этом прожжённых душегубов ?

Камера 211 2009 (кадры из фильма)

Фильм смотрится на одном дыхании благодаря крепкому сценарию и замечательной игре актёров. Во время просмотра не покидает ощущение, насколько тонкой является грань между нормальным человеком и преступником, и насколько легко её перейти.

Но все ли осуждённые граждане являются потерянными для общества ? Раскаиваются ли они ? Способны ли они ещё на что-то хорошее ? Картина даёт ответы на эти вопросы

3. «Американский психопат» (2000). 7.6

Картина, явившая миру Кристиана Бэйла во всей красе.

У него, конечно, и до участия в ленте Мэри Хэррон были удачные роли, но то, насколько правдоподобно он изобразил на экране абсолютное зло, лишённое даже грамма человечности, заставило каждого критика поверить в наличие у актёра богатого творческого потенциала.

Его бы так и ассоциировали с ролью бездушного порождения ада, но Кристиан настолько умело перевоплощается в разные образы, что никогда не ассоциируется исключительно с каким-либо одним сыгранным им героем.

Американский психопат 2000 (кадры из фильма)

Патрик Бэйтман днём ведёт образ жизни успешного и всемогущего бизнесмена, увлекающегося музыкой и дизайном интерьеров, а по ночам совершает жестокие преступления.

Он настолько не похож на образ классического маньяка, что никто не в состоянии поверить в то, что Патрик убивает людей с особой жестокостью. Он получает от этого удовольствие и останавливаться не желает.

Американский психопат 2000 (кадры из фильма)

Когда начинает казаться, что расплата не за горами, Бэйтман проявляет попытки раскаяния, но быстро осознаёт, что они являются лишь не частью его натуры, а навязанной обществом моделью поведения.

Зрителя оставляют один на один с открытой концовкой фильма, и остаётся лишь гадать, будет ли пойман главный герой.

Читайте также:  Топ 5 больших неудач от великих режиссёров

2. «Бонни и Клайд» (1967). 7.8

Вполне вероятно, не появись в 1967 году эта картина, не было бы и других обсуждаемых в нашей подборке лент. Да и развитие кинематографа могло пойти по другому сценарию.

Успех фильма складывался из мелочей: Уоррен Битти попробовал себя в качестве продюсера и передумал звать на главную роль Боба Дилана, решив сняться самостоятельно.

Фэй Данауэй выиграла пробы у десятков других известных актрис, прочувствовала свою героиню, привела себя в потрясающую форму ради роли и основала настоящую модную тенденцию среди поколения молодых людей, которым кроме бунта хотелось еще и романтики со стилем.

Бонни и Клайд 1967 (кадры из фильма)

Авторы «Эсквайра» Роберт Бентон и Дэвид Ньюмен впечатлялись идеями французских фильмов новой волны и решили доказать, что в Голливуде  могут снимать не хуже Годара и Трюффо, написав сценарий фильма.

А критик Полин Кэйл сумела не только разглядеть кинематографические достоинства картины, но и убедить своих коллег в том, что перед ними шедевр. И лишь зрителям не пришлось ничего доказывать — они были в восторге и буквально аплодировали ленте стоя.

История грабителей и убийц Бонни Паркер и Клайда Бэрроу известна всем. Встретили друг друга, бросили вызов обществу и принялись колесить по стране.

В действительности всё не так просто: молодые люди осознавали собственную исключительность и отсутствие возможности раскрыть внутренний потенциал, а потому выбрали лёгкий саморазрушения и насилия.

Бонни и Клайд 1967 (кадры из фильма)

Жуткие фотографии окончания их истории можно найти в сети. А картина Артура Пенна ознаменовала возникновение в искусстве полностью преобразовавшей Голливуд «Американской новой волны».

1. «Заводной апельсин» (1971). 8.3

Антиутопическая драма Стэнли Кубрика, снятая по одноимённому роману Энтони Бёрджесса исследует природу насилия в гипертрофированной форме и одновременно критикует общество, церковь и государство, по вине которых появилось большое количество асоциальных элементов.

Это тот случай, когда поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» может оказаться ошибочной. Картина изобилует сценами насилия и секса, что может вызвать неприятные ощущения даже спустя пятьдесят лет после её выхода на экраны.

Заводной апельсин 1971 (кадры из фильма)

При просмотре не покидает ощущение, что Стэнли Кубрик слегка переусердствовал в демонстрации человеческих пороков.

Он и так всегда выступал за натуральность и достоверность в кадре, однако косвенным доказательством данного тезиса является то, что режиссёр потребовал снять фильм с проката в Великобритании, увидев, что, в итоге, у него получилось.

Заводной апельсин 1971 (кадры из фильма)

В истории, написанной Бёрджессом, врождённые пороки приобретают ярко выраженную форму за счёт стороннего вмешательства: главный герой сначала выпивает коктейль, сделавший его крайне агрессивным, потом участвует в специальных правительственных программах.

Это даже кажется попыткой оправдания жестокости, которое всё же существует в человеческой природе и без наркотиков. Да и Мальком Макдауэлл слишком обаятелен для такого животного, роль которого ему пришлось сыграть.

Заводной апельсин 1971 (кадры из фильма)

Говоря о природе человеческой жестокости, нельзя не упомянуть «трилогию о мести» южнокорейского режиссёра Пака Чхан Ука.

Вторая из картин под названием «Олдбой» наделала в 2003 году много шума, поразила самого Квентина Тарантино и породила менее удачный голливудский ремейк.  

В основу сценария фильма легла одноимённая японская манга Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси, рассказывающая историю о потере человеческого облика из желания отомстить за чудовищное преступление.

Впрочем, об этом на нашем портале скоро планируется отдельный материал

Оцените статью
Подборки лучших аниме, фильмов и сериалов