Как человек становится преступником ? Психологи и учёные-криминалисты по сей день спорят о том, как и когда формируется эмоционально-волевая деформация человеческой психики, превращающая обычного гражданина в опасный для общества субъект.
Считается, что человек становится преступником задолго до того, как совершить правонарушение. Этот тип характера формируется в детстве или юности, часто на основе пережитого потрясения или сильного стресса. Либо это заложено в человеке генетически.
Процесс превращения человека в преступника происходит долго. Часто сначала следуют административные нарушения, аморальное поведение, акции неповиновения общественным устоям. Затем обладающая социально опасными качествами личность берёт в руки оружие и совершает своё первое преступление.
Наступает профессиональная деформация, и, даже если человек отбывает наказание за совершенные правонарушения, в душе он остаётся преступником. Этот криминальный талант полностью его меняет, и едва ли он уже сможет стать прежним.
Тонкий психологический момент, превращающий человека в преступника, привлёк внимание кинематографистов вскоре после изобретения братьев Люмьер. Нас влечёт всё неизведанное.
Похождения серийных убийц, маньяков, грабителей и прочих асоциальных элементов всегда были бесспорными хитами кинопроката, зрители всего мира охотно смотрят такие картины.
Тут привлекает не только природа зла и причины, побуждающие людей становиться на кривую дорожку, но и характеры преступников. Как правило, это сильные личности с харизмой, а отрицательная энергетика привлекает так же сильно, как и положительная.
Мы отобрали для вас восемь наиболее интересных криминальных фильмов, главные герои которых запоминаются, а их поступки хочется обсудить в кругу друзей-киноманов.
В эту подборку не вошли картины, о которых мы уже неоднократно писали, в том числе в рейтинге «Лучшие фильмы в стиле Квентина Тарантино» и «Лучшие фильмы в стиле Гая Ричи».
Итак, приготовьтесь ужаснуться, ТОП 8 криминальных триллеров по рейтингу от IMDb:
8. «Доберман» (1997). Рейтинг от IMDb: 6.6
Жестокость и насилие в чистом виде, обладающие каким-то противоестественным, освежающим эффектом. Словно холодный цитрусовый коктейль на берегу моря в жаркий, летний день.
Противостояние банды лишённых сострадания грабителей и одержимых их поимкой полицейских, в которой нет положительных героев.
Перестрелки, сломанные кости, погони, драки и другие элементы борьбы за право быть единственным альфа-самцом в городе. Калейдоскоп личностей, в которых осталось очень мало достойных человеческих качеств.
Одна из лучших работ Яна Кунена («Блуберри», «99 франков»), успевшего прославиться в качестве режиссёра рекламных роликов для известных брендов и музыкальных клипов.
Люди, которые помнят европейские клипы 1990-х годов, могут с лёгкостью составить впечатление о манере съёмок «Добермана»: дёргающаяся камера, оглушительный драйв и в кадре много насилия с обнажёнкой.
Эдакая смесь Тарантино и Оливера Стоуна, бесконечная демонстрация прекрасно прорисованных подонков всех мастей. И, разумеется, великолепная игра Венсана Касселя и Чеки Карио.
7. «Прирождённые убийцы» (1994). 7.3
Антология насилия от Оливера Стоуна по сценарию Квентина Тарантино (который был почти полностью переписан перед съёмками фильма).
Вуди Харрельсон и Джульетт Льюис в роли влюблённых друг в друга Микки и Мэлори, для которых убийства так же естественны, как пить или спать. Это в их природе, они не знают другого пути и считают это частью просвещения.
Их не стоит оправдывать, но можно понять, объяснив такое поведение насилием в детстве и отсутствием образования.
Но не Микки с Мэлори являются главным злом в этом фильме. Телевизионщик Уэйн Гэйл следует за парочкой по пятам, снимая о них сюжет за сюжетом.
Для него это единственный способ удержать на плаву рейтинги своего шоу, ради чего герой, блестяще сыгранный Робертом Дауни-младшим, делает из Микки и Мэлори современных Бонни и Клайда.
Под конец зрителям открывается настоящая сущность Гэйла, о котором многое становится понятным.
Оливер Стоун демонстрирует, насколько легко манипулировать общественным мнением. Монстры не всегда приходят к нам с оружием в руках. Часто это те люди, которые стоят по другую сторону экрана, пропагандируя насилие ради сиюминутной выгоды.
Это преступники, не совершившие убийства своими руками, но подталкивая к преступлениям тысячи других людей. Кажется, это гораздо хуже и страшнее любых Микки с Мэлори.
6. «Забавные игры» (1997). 7.6
Михаэль Ханеке редкий вид целиком и полностью признанного гения, статус которого не меняется с течением десятилетий. Австрийский режиссёр начал снимать достаточно поздно, его первый фильм в полном метре вышел лишь в 1989 году.
С тех пор постановщик стал двукратным обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, получил «Оскар» и премию BAFTA, специальную премию принцессы Астурийской и многие другие престижные награды.
Его картины исследуют все формы проявления насилия, им присуща мрачная жестокость и бескомпромиссность по отношению к чувствам зрителя. Иными словами, нашу подборку можно было бы составить целиком из фильмов Ханеке.
В фильме «Забавные игры» изучается феномен влияния СМИ и масскульта на неокрепшую психику молодёжи. В те годы Ханеке был уверен, что льющееся с экрана насилие может подтолкнуть человека к криминальной дорожке, превратив его в монстра.
Собственно, режиссёр изначально просто собирался написать статью на эту тему, просто проведя исследование. В итоге дело закончилось номинацией на «Золотую пальмовую ветвь» и званием одного из лучших европейских фильмов второй половины 1990-х годов.
В центре сюжета картины два молодых парня, с фантазией терроризирующие приехавшую отдохнуть в загородный дом у озера семью с ребёнком.
Видимых причин для агрессии у них нет, всё намного хуже — интерес к насилию и уверенность в собственной безнаказанности открывает для них необъятные горизонты пыток и издевательств над несчастными жертвами.
Режиссёр использовал несколько интересных приёмов при производстве картины: отдельные части фильма сняты без всяких склеек, экранную пару сыграли актёры, женатые в реальной жизни. Главный герой фильма «ломает четвёртую стену», периодически общаясь со зрителями.
Лента смотрится на одном дыхании и потрясает до жути. Удивительно, что американский ремейк оказался гораздо слабее, хотя снял его всё тот же Михаэль Ханеке, а в главных ролях снялись Тим Рот, Наоми Уоттс и Майкл Питт.
5. «Виктория» (2015). 7.6
Ещё один представитель европейского кинематографа в нашей подборке. Немецкий режиссёр Себастьян Шиппер отважился на интересный эксперимент, решив снять остросюжетную картину с солидным хронометражем одним дублем, без монтажных склеек.
Это отдельное удовольствие, гарантирующее полное погружение в происходящее на экране. Такой трюк вызывает сопереживание главным героям, какими бы странными они не были.
А персонажи действительно вызывают вопросы. Главная героиня на несколько месяцев приехала из Испании в Берлин погостить в новой обстановке, стать частью чужой культуры.
Поздно ночью под одним из местных ночных клубов Виктория знакомится с группой ребят, к которым, судя по их поведению и внешнему виду, даже днём опасно подходить.
Девушка без проблем вливается в компанию, несмотря на языковой барьер, грубое поведение своих новых друзей и их криминальные планы.
Парни собираются ограбить банк, а Викторию берут в качестве водителя вместе изрядно перебравшего с алкоголем товарища. Разумеется, эта затея ничем хорошим не заканчивается.
Фильм интересен с точки зрения психологии. Виктория очень быстро превратилась из законопослушной гражданки в пособницу преступников, и дело далеко не только в химии, возникшей между ней и главарём банды молодых налётчиков.
С другой стороны, в характере девушки изначально был заложен авантюризм, учитывая её желание кардинально сменить обстановку.
4. «Камера 211» (2009). 7.6
Один из самых известных испанских фильмов последних лет, обладатель восьми кинопремий «Гойя».
В центре сюжета добропорядочный гражданин, устраивающийся работать охранником в тюрьму. Прибыв на место за день до вступления в должность с целью осмотреться, Хуан неожиданно оказывается заложником неприятной ситуации.
В тюрьме возникают одна неприятная ситуация за другой: сначала обрушивается потолок, затем начинается бунт в крыле опасных заключённых. В итоге будущие коллеги оставляют Хуана в одной из заброшенных камер и спешно ретируются.
А главному герою для того, чтобы выжить, приходится выдавать себя за заключённого, недавно попавшего в эту тюрьму. Вот только удастся ли ему убедить в этом прожжённых душегубов ?
Фильм смотрится на одном дыхании благодаря крепкому сценарию и замечательной игре актёров. Во время просмотра не покидает ощущение, насколько тонкой является грань между нормальным человеком и преступником, и насколько легко её перейти.
Но все ли осуждённые граждане являются потерянными для общества ? Раскаиваются ли они ? Способны ли они ещё на что-то хорошее ? Картина даёт ответы на эти вопросы
3. «Американский психопат» (2000). 7.6
Картина, явившая миру Кристиана Бэйла во всей красе.
У него, конечно, и до участия в ленте Мэри Хэррон были удачные роли, но то, насколько правдоподобно он изобразил на экране абсолютное зло, лишённое даже грамма человечности, заставило каждого критика поверить в наличие у актёра богатого творческого потенциала.
Его бы так и ассоциировали с ролью бездушного порождения ада, но Кристиан настолько умело перевоплощается в разные образы, что никогда не ассоциируется исключительно с каким-либо одним сыгранным им героем.
Патрик Бэйтман днём ведёт образ жизни успешного и всемогущего бизнесмена, увлекающегося музыкой и дизайном интерьеров, а по ночам совершает жестокие преступления.
Он настолько не похож на образ классического маньяка, что никто не в состоянии поверить в то, что Патрик убивает людей с особой жестокостью. Он получает от этого удовольствие и останавливаться не желает.
Когда начинает казаться, что расплата не за горами, Бэйтман проявляет попытки раскаяния, но быстро осознаёт, что они являются лишь не частью его натуры, а навязанной обществом моделью поведения.
Зрителя оставляют один на один с открытой концовкой фильма, и остаётся лишь гадать, будет ли пойман главный герой.
2. «Бонни и Клайд» (1967). 7.8
Вполне вероятно, не появись в 1967 году эта картина, не было бы и других обсуждаемых в нашей подборке лент. Да и развитие кинематографа могло пойти по другому сценарию.
Успех фильма складывался из мелочей: Уоррен Битти попробовал себя в качестве продюсера и передумал звать на главную роль Боба Дилана, решив сняться самостоятельно.
Фэй Данауэй выиграла пробы у десятков других известных актрис, прочувствовала свою героиню, привела себя в потрясающую форму ради роли и основала настоящую модную тенденцию среди поколения молодых людей, которым кроме бунта хотелось еще и романтики со стилем.
Авторы «Эсквайра» Роберт Бентон и Дэвид Ньюмен впечатлялись идеями французских фильмов новой волны и решили доказать, что в Голливуде могут снимать не хуже Годара и Трюффо, написав сценарий фильма.
А критик Полин Кэйл сумела не только разглядеть кинематографические достоинства картины, но и убедить своих коллег в том, что перед ними шедевр. И лишь зрителям не пришлось ничего доказывать — они были в восторге и буквально аплодировали ленте стоя.
История грабителей и убийц Бонни Паркер и Клайда Бэрроу известна всем. Встретили друг друга, бросили вызов обществу и принялись колесить по стране.
В действительности всё не так просто: молодые люди осознавали собственную исключительность и отсутствие возможности раскрыть внутренний потенциал, а потому выбрали лёгкий саморазрушения и насилия.
Жуткие фотографии окончания их истории можно найти в сети. А картина Артура Пенна ознаменовала возникновение в искусстве полностью преобразовавшей Голливуд «Американской новой волны».
1. «Заводной апельсин» (1971). 8.3
Антиутопическая драма Стэнли Кубрика, снятая по одноимённому роману Энтони Бёрджесса исследует природу насилия в гипертрофированной форме и одновременно критикует общество, церковь и государство, по вине которых появилось большое количество асоциальных элементов.
Это тот случай, когда поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» может оказаться ошибочной. Картина изобилует сценами насилия и секса, что может вызвать неприятные ощущения даже спустя пятьдесят лет после её выхода на экраны.
При просмотре не покидает ощущение, что Стэнли Кубрик слегка переусердствовал в демонстрации человеческих пороков.
Он и так всегда выступал за натуральность и достоверность в кадре, однако косвенным доказательством данного тезиса является то, что режиссёр потребовал снять фильм с проката в Великобритании, увидев, что, в итоге, у него получилось.
В истории, написанной Бёрджессом, врождённые пороки приобретают ярко выраженную форму за счёт стороннего вмешательства: главный герой сначала выпивает коктейль, сделавший его крайне агрессивным, потом участвует в специальных правительственных программах.
Это даже кажется попыткой оправдания жестокости, которое всё же существует в человеческой природе и без наркотиков. Да и Мальком Макдауэлл слишком обаятелен для такого животного, роль которого ему пришлось сыграть.
Говоря о природе человеческой жестокости, нельзя не упомянуть «трилогию о мести» южнокорейского режиссёра Пака Чхан Ука.
Вторая из картин под названием «Олдбой» наделала в 2003 году много шума, поразила самого Квентина Тарантино и породила менее удачный голливудский ремейк.
В основу сценария фильма легла одноимённая японская манга Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси, рассказывающая историю о потере человеческого облика из желания отомстить за чудовищное преступление.
Впрочем, об этом на нашем портале скоро планируется отдельный материал