Сломать четвёртую стену, или почему критика 3 сезона Мира Дикого Запада не справедлива
Миру кинематографа срочно необходим новый глагол, обозначающий строго специальное действие.
Представьте, что Вы услышали о новом сериале, заинтересовались, включили первую серию и очнулись примерно через двое суток: заросший щетиной, с жутким чувством голода и полным восторгом от того, что запоем проглотили целый сезон. Представили ?
Кабельная телевизионная сеть НВО специализируется на подобных сериалах. Но с одной оговоркой. Первые сезоны получаются настоящими хитами, бьющими рекорды по просмотрам и доходам.
Затем начинается нечто странное: боссы канала словно стремятся закончить шоу, причём нередко на волне успеха, и последние сезон — два оказываются попросту скомканными, что вызывает у зрителей полное недоумение.
Такой была Игра Престолов. Та же судьба может постигнуть и Мир Дикого Запада. Общий тон критических рецензий третьего сезона шоу утверждает, что сериал скатился.
Так ли это ? Давайте разбираться:
Сериал стал другим
Для того, чтобы решить, справедливо ли критикуют недавно завершившийся сезон, стоит понять, каковы были ожидания тех, из-под чьего пера выходят негативные рецензии.
Критики пишут, что в третьем сезоне Мир Дикого Запада стал другим, однако это лишь половина правды.
Странно слышать от тех, кого не линейный сюжет вводил в ступор, обвинения в том, что шоу лишилось части ребусов, ответы на которые приходилось искать в течение всего сезона.
Те, кто хотел смены места действия, громче всего возмущаются о переносе развития сюжетных линий в новые локации.
А люди, мечтавшие о продолжении революции Долорес, внезапно начали обвинять её в том, что персонаж приобрел некоторые черты Дейнерис из несколько другого сериала.
Но Долорес вовсе не стала Дейнерис, и если досмотреть третий сезон до конца, то в этом не приходится сомневаться.
В основе идеи сюжета оказалась жертвенность, ибо в мире, где человек является либо частью системы, либо никем, невозможно добиться изменений к лучшему, не положив при этом голову на плаху.
Принять подобное решение по определению не может быть легко, ибо если и удастся победить и сломать систему, то этим успехом будут наслаждаться другие. Люди, андроиды — не суть важно.
Границы между ними стираются с первого сезона, и в четвёртом, скорее всего, зрителя и вовсе ждёт Матрица наоборот, а понятия человек и робот вполне может быть объединено знаком равенства.
Повествование в третьем сезоне действительно выровнялось, количество действующих лиц, а, следовательно, и их флэшбеков, заметно сократилось.
Не считая возросших ставок, которые пришлось сделать оставшимся (и нескольким новым) главным героям, сериал не продемонстрировал ничего нового.
Локации изменились вместе со ставками, но в целом авторы проекта все так же искусно переплетают сюжетные линии, чтобы разрубить этот гордиев узел ближе к финалу.
Кажущееся упрощение привело к тому, что на этот раз сюжет оказался более целостным, а уследить за его перипетиями стало легче. Соответственно, проще и удержать внимание зрителя.
Так стоит ли жаловаться на то, что проект стал хуже ?
Главные герои в руках авторов сценария тасуются, словно колода карт: хорошие становятся негодяями, антигерои — спасителями, но затем все вновь меняются местами.
Это может показаться непостоянством персонажей, но на деле служит инструментом, позволяющим всесторонне раскрыть их мотивацию и продемонстрировать мир, где есть не только чёрное и белое.
Уже без Дикого Запада
Немалая часть претензий заключается в том, что уже ставшие уютными и родными декорации первых двух сезонов сменились стилистикой киберпанка и миром больших корпораций.
Да, теперь это Мир Дикого Запада, собственно, без самого Дикого Запада.
Гости тематического парка развлечений с чёрными душами уступили место безликим корпорациям Делос и Инсайт, а простая, животная потребность выжить стала некой глобальной борьбой за справедливость.
И к последнему всё шло еще во втором сезоне, то нарочито резко измененная стилистика сериала действительно стала кардинально другой.
Впрочем, эта претензия до боли напоминает брюзжание в стиле раньше деревья были зеленее/выше/красивее. Люди часто сожалеют о том, к чему привыкли.
И ладно, если бюджет у сериала был бы на уровне какого-нибудь судебного процедурала.
Но нет: авторы проекта выдали нечто среднее между Троном и Бегущим по лезвию, стандартная антиутопия была дополнена высококлассными элементами киберпанка.
Между прочим, включая шикарный аудиоряд и долю иронии в отношении описания будущего. После просмотра уже не приходится сомневаться в том, что рано или поздно с помощью аналога Тиндера можно будет найти исполнителя для не вполне законных заданий.
Неиспользованный потенциал
Если уже ставить третьему сезону претензии, то по существу. И в данном случае они заключаются в несоответствиях ожиданий и игре актёров, которую увидел зритель.
Эван Рейчел Вуд не только по-прежнему хороша, но даже более убедительная в роли охотницы, а не жертвы.
Ей идут все эти костюмы, словно из гардеробов главных героинь компьютерных игр, и слегка отстранённое выражение лица. Дальше начинаются проблемы.
Сложилось ощущение, что для Тэнди Ньютон (Мэйв) просто не написали качественный сценарий, и порой ей было просто нечего играть в кадре, а для мебели она слишком хороша.
Герои Джеффри Райта и Эда Харриса фактически оказались почти невостребованными до самого финала, их будто оставили на четвёртый сезон.
Появление в проекте новых персонажей оставляет вопросы
И если в случае с Венсаном Касселем ход получился весьма удачным, особенно учитывая смысл, который придал его персонаж проекту, что с Аароном Полом ситуация несколько иная.
Он, разумеется, остаётся интересным актёром, однако создалось впечатление, что попал просто не в свой сериал. Хотя пятая серия и эксперименты с измененным сознанием стали украшением телесериала.
Создатели Мира Дикого Запада уже неоднократно демонстрировали, что прислушиваются к мнению поклонников шоу. Очевидно, что следующий сезон в очередной раз окажется непохожим на предыдущий.
Джонатан Нолан и Лиза Джой, постоянно выходя за рамки и условности, ломают шаблоны уже несколько лет кряду.
В этот раз они максимально приблизились к тому, чтобы сломать так называемую четвёртую стену, отделяющую зрителей от персонажей сериала.
Вполне возможно, что в новом сезоне окажется, что его действие вращается вокруг нас. Будьте готовы стать часть действия проекта, который снова сменит локацию