Мы за ценой не постоим: Советские фильмы о военных операциях Великой Отечественной

Годовщина Победы в Великой Отечественной войне — это повод вспомнить героев, отдавших жизни ради будущего всего человечества. Это возможность склонить головы в память о жертвах фашизма.

А еще это прекрасная возможность пересмотреть кинофильмы о Второй Мировой войне, коих за последние 70 лет было снято великое множество.

Дабы не запутаться в этом многообразии, предлагаем сосредоточить внимание на героических страницах той жуткой войны на боевых операциях, покрывших участвовавших в них отважных советских воинов неувядающей славой.

Вспоминаем Советские фильмы о военных операциях  Великой Отечественной:

Освобождение (1968-1972) 

Масштабная киноэпопея из пяти фильмов, снятая Юрием Озеровым и охватившая период войны от битвы на Курской дуге в 1943 году до полной победы над гитлеровцами. Кинополотно, не имеющее аналогов.

Первый фильм продемонстрировал один из переломных моментов войны танковое сражение близ села Прохоровка, где советские танкисты наголову разбили противника.

После этого СССР окончательно перешел от обороны к наступлению, начав отвоевывать страну у фашистов.

Вторая картина продемонстрировала, как советские войска освобождали ряд стратегически важных городов, включая Харьков. В фильме раскрыта тема форсирования Днепра успешной операции, не обошедшейся без потерь.

Третья лента охватила события от Тегеранской конференции до начала освобождения Польши. В четвертом фильме показан трагизм и триумф операции по взятию Берлина.

Заключительная картина повествует о последних днях той ужасной войны.

Батальоны просят огня (1985)

Картина, снятая по одноименной повести Юрия Бондарева, тоже повествует о формировании советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней наступательной кампании 1943 года.

В отличие от второго фильма эпопеи Освобождение, в этой картине более бережно отнеслись к печатному первоисточнику, который был экранизирован почти без изменений.

Лента посвящена героизму двух батальонов 85-го стрелкового полка, которым было предписано форсировать Днепр и создать на другом берегу плацдарм для дальнейшего наступления советских дивизий.

Читайте также:  Дата выхода нового сезона «Звездные войны: Бракованная партия»

Несмотря на тщательно подготовленный план командования, операция с самого начала идет не по плану, что оборачивается большим количеством жертв со стороны советских войск. И, тем не менее, боевая задача была выполнена.

Они сражались за родину (1975) 

Классика советского кинематографа, снятая Сергеем Бондарчуком по роману Михаила Шолохова с Василием Шукшиным и Вячеславом Тихоновым в главных ролях.

В фильме рассказана судьба солдат стрелкового полка, понесшего большие потери перед Сталинградской битвой. Картина справилась с важной задачей показать героев простыми людьми со своими радостями, горем и военными буднями.

И продемонстрировать трансформацию этих людей, отступавших уже больше года, в непобедимую армию, героически задержавшую немца у Сталинграда и погнавшего его обратно, до самого Берлина.

Сталинград (1989)

Юрий Озеров посвятил теме Великой Отечественной войны не только эпопею Освобождение, но и целый ряд других картин, среди которых Битва за Москву, Солдаты свободы и Сталинград.

В двухсерийном фильме со свойственной этому постановщику основательностью рассказано о плане Гитлера по захвату Кавказа, разбившемуся о несокрушимость советской армии в Сталинграде, где, по разным оценкам, с обеих сторон полегло более двух миллионов человек.

Примечательно, что картина была снята в последние годы существования СССР совместно с кинокомпанией Warner Bros. С привлечением в актерский состав артистов из США, ГДР и Чехословакии.

Живые и мертвые (1964) 

Двухсерийный художественный фильм Александра Столпера охватил события от нападения гитлеровцев на СССР и до первого перелома в войне, случившегося при наступлении немцев на Москву.

Глазами корреспондента советской газеты продемонстрированы ужасы первых дней устроенной захватчиками бойни и полная безнадёга последовавших за этим месяцев.

Главный герой побывал и в окружении, и в, казалось бы, безнадежных ситуациях, но встретил людей, не пожелавших склониться перед врагом.

Именно с таких военных и начался перелом в войне, ознаменовавшийся неудачей гитлеровцев под Москвой.

Возмездие (1967) 

Вторая часть эпопеи Александра Столпера повествует о героической Сталинградской битве. Именно в те полгода враг окончательно понял, что напал не на того противника и почувствовал, что может проиграть войну.

Читайте также:  «Зверополис 2»: любимые герои вернутся весной 2021

В центре сюжета все тот же взявший в руки оружие военный корреспондент, чья судьба навсегда оказалась связана с бойцами, дающими ожесточенный отпор чувствовавшему собственную безнаказанность врагу.

При постановке картины режиссер часто использовал крупные планы героев с широко поданными общими планами сражений, дабы продемонстрировать, что на фронтах Великой Отечественной сражались люди, а не безликие воины.

Горячий снег (1972)

Сюжет картины повествует об одном из ключевых событий Сталинградской битвы.

В рамках Котельниковской оборонительной операции советским войскам ценой больших потерь удалось остановить танковый кулак фельдмаршала Манштейна и не допустить выхода из окружения огромной группировки немецкий войск под командованием фельдмаршала Паулюса.

Фундамент будущей победы закладывался Советским Союзом по кирпичику, а непобедимых дух бойцов ковался в таких вот кровопролитных операциях.

Если враг не сдается (1982)

В начале 1944 года советские войска вели бои на Правобережной Украине, отвоевывая у врага сантиметр за сантиметром родной земли.

В Корсунь-Шевченковском котле была окружена большая группировка врага, не желавшая капитулировать перед наступавшими силами войск генералов Ватутина и Конева.

Потери сторон составили до 80 тысяч у СССР и 30 тысяч у Германии, но главная цель была достигнута: гитлеровцы разгромлены и отброшены, выход на Балканы открыт.

Дума о Ковпаке (1973-1976)

Трилогия, посвященная партизанскому движению под командованием Сидора Ковпака.

События охватывают несколько первых лет Великой Отечественной и повествуют о боевом соединении под управлением в последствии дважды Героя Советского Союза.

Изначально под его командованием было всего двенадцать бойцов, но со временем отряд разросся до целой дивизии и прошел славный и трагический путь по немецким тылам, поучаствовав в изгнании оккупантов с родной земли.

Трое суток после бессмертия (1963) 

Картина посвящена героической обороне Севастополя, чьи отважные защитники продержались более 250 дней.

И это в условиях, когда командование не нашло возможности эвакуировать бойцов, не говоря уже о том, чтобы отправить им в помощь подкрепление.

В центре сюжета фильма оставшаяся горстка храбрецов, планирующая вырваться из окружения нацистских войск. Самоубийственная миссия оборачивается трагедией, а имена героев оказываются навсегда вписаны в историю воинской славы.

Читайте также:  Дата выхода фильма «Здравствуй, папа, Новый год! 3»

Тем не менее их пример вдохновил миллионы людей на борьбу с врагом, а ярость, вызванная гибелью севастопольцев, гнала советскую армию до самого Берлина.

Разведчики (1968) 

Фильм Алексея Швачко с Леонидом Быковым и Алексеем Смирновым в главных ролях, любимым дуэтом по ленте В бой идут одни старики.

В центре сюжета группа советских разведчиков, которым в 1945 году предстоит осуществить опасную операцию и раздобыть в тылу врага карту заминированного Дуная, дабы позволить советским баржам подвести еду в Будапешт и не дать голодающим жителям города умереть с голода, а также ускорить дальнейшее продвижение советских войск дальше, к Германии.

Единственным исключением в нашем списке, представляющем не Советский, а Российский кинематограф, станет фильм:

Двадцать восемь панфиловцев (2016)

На наш взгляд, снятая в 2016 году картина наиболее близка по духу к тем суровым, а подчас трогательным лентам, которыми многие из нас засматривались в детстве и юношестве.

Бессмертный подвиг дивизий, ставших живым щитом на пути гитлеровцев к Москве, дал советским бойцам беспримерный прецедент мужества и героизма.

Примечательно, что у картины не было государственных спонсоров, средства на ее финансирование собрали с помощью краундфандинговой платформы, с миру по нитке.

Соответственно, и давления на постановщиков со стороны официальных лиц практически не было. Возможно, именно поэтому кино получилось таким душевным и настоящим.

А закончить статью хотелось бы цитатой Бауыржана Момышулы, открывающей эту ленту:

Память о войне это не только боль и скорбь. Это память о битвах и подвигах. Это память о победе !

Оцените статью
Подборки лучших аниме, фильмов и сериалов